Город и я в десяти вопросах и ответах
Зачем Вы идёте в политику?
Я не считаю должность главы местного самоуправления чисто политической. В основном, это функция управляющего городскими службами, отвечающего по закону за жизнеспособность территории.
Директор УЭ – разве не "управляющий"?
Во-первых, УЭ – это далеко не весь город, хотя и важнейшая его часть. Во-вторых, я – назначаемый руководитель, а не избираемый, и потому подконтрольный ведомству, а не всему обществу. И в-третьих, всё, чем занимается наше предприятие (содержание жилья, ресурсоснабжение, благоустройство города), должно быть не вынужденной и непрофильной для Академии наук работой, а прямой муниципальной деятельностью, оценка которой, опять же, возможна только на выборах.
Как Вы относитесь к вертикали власти?
Эта система создавалась сверху в жестких условиях гражданской войны, чтобы обеспечить единое правовое поле и целостность государства. Сегодня же, по выражению М. Жванецкого, такая вертикаль – это зад вышестоящего над лицом нижестоящего. Я против данной конструкции, независимо от того, политическая она, академическая или еще какая-либо. Думаю, что мы, как общество, уже готовы сами во многом определять свою жизнь. Поэтому важно развитие горизонтали власти, т.е усиление роли и возможностей управляющих органов на местах.
Вы уверены, что готовы быть главой муниципального образования?
Во-первых, я давно уже связан с Черноголовкой, хорошо понимаю особенности города, его нужды и собираюсь жить здесь и дальше. Поэтому всё, что определяет эту жизнь (где рожать, где лечить, где учить, где работать, где жить, где умирать и т. д.), считаю своим прямым делом.
Во-вторых, работая директором УЭ, я получил важный опыт в управлении городским хозяйством, который, на мой взгляд, является обязательным для кандидата на должность главы. А с расширением зоны моей ответственности (деревни, школы, детские сады, лечебные заведения и пр.) смогу справиться с помощью специалистов по данным вопросам.
И в-третьих. В настоящее время УЭ просто вытесняется с федерального на муниципальный уровень действующим жилищным законодательством, отсутствием у РАН требуемых для содержания города средств и срочной необходимостью качественной реорганизации предприятия, что, как я понял на собственном опыте, в академической системе невозможно. Поэтому я, как директор такой градообразующей организации, просто обязан находить варианты ее сохранения и развития, и моя победа на муниципальных выборах на сегодня является лучшим из вариантов.
Мне хватит компетентности, деловых связей и человеческих качеств, чтобы последовательно осуществить перевод земли и всего городского хозяйства с одного юридического уровня на другой, гарантируя рабочие места в новой системе трудовых отношений большинству сотрудников как УЭ, так и городской Администрации, поэтому рассчитываю на сознательную поддержку как одних, так и других.
В случае победы на выборах у Вас есть планы приватизации основных городских объектов?
О планах напишу в конце, а в интернете размещу все свои статьи и прямые эфиры за 2, 5 года. Можно будет просмотреть, что за это время говорилось и делалось. Что же касается этих неумных и провокационных слухов, то распространяются они моими «доброжелателями» для борьбы со мной как в УЭ, так и на предстоящих выборах. Отношусь к этому спокойно. Мерзость всегда рядом с порядочностью. Даже порой и не отличишь одно от другого. Ведь что движет бездельником или негодяем? Естественно, «чувство справедливости». Немало и почти ежедневно добавляет телевизор: чиновник от ЖКХ, всегда помни, что ты – вор; когда тебе об этом напомнят, поздно будет.
Могу сказать о себе: всегда жил и работал честно. Чужого не брал – ни большого, ни малого. Жена в возрасте после двадцати подарила мне двоих детей и еще двоих – после сорока. Значит, вел себя достойно. Женщину здесь не обманешь: она сердцем «видит». И своим родителям очень благодарен за то духовное воспитание, которое они мне дали. В жизни мне это очень помогает.
Какова в целом Ваша система ценностей?
Семья, дом, доверие и уважение окружающих меня людей.
Что Вы сделали для города за время работы в УЭ?
Сначала скажу о том, с чем я столкнулся в начале своей работы на предприятии.
1.Строгое единоначалие и единомнение. При этом виды деятельности УЭ не всегда взаимосвязаны и настолько разнообразны, что просто требуют наличия альтернативных мнений и сильных самостоятельных руководителей подразделений.
2. Отсутствие экономической логики. Например, если штатных строителей у нас 70, а в коммунальных тарифах и тарифах на содержание жилья в общем «помещаются» только 25 человек, то за счет чего (или кого) живут остальные? Если финансирование городского благоустройства Федерацией резко урезается, а объём выполняемых работ при этом не сокращается и их стоимость увеличивается с учетом роста цены на топливо, налогов и амортизации техники, то кто принимает на себя эту постоянно растущую разницу? И так далее.
3. Отсутствие государственной и гражданской позиции у первых руководителей.
Мировоззрение такое: мы – на хозведении и всегда работали хорошо. Катастроф нет, конкурентов нет, жители без нас сами ничего не могут. А если наш собственник – государство – проспал ситуацию, когда постсоветские жилищные и коммунальные фонды города себя исчерпали, то это его проблема.
Я не спорю с подобной логикой, потому что это правда, хотя и изложенная однобоко. Наша великая страна весь прошлый век держалась на подобной односторонней правде. Но невозможно так продолжать.
Новое руководство УЭ за 2, 5 года работы сделало, на мой взгляд, всё, что было возможно, без изменения системы.
Мы существенно омолодили состав управляющего персонала. В руководство пришли черноголовцы, желающие в первую очередь бороться за город, а не за личные интересы, люди профессионально подготовленные и самодостаточные. Мы убрали целый ряд просто «диких» функций УЭ, например, управление филиалом в пос. Борок (2, 5 тыс. жителей, 360 км от нас), бремя которого лежало на общем бюджете ФГУПа.
Мы привели в порядок все участки, которые открыто демонстрировали городу нашу бесхозяйственность и нашу нищету и дали работающим там сотрудникам возможность сохранить свои функции и почувствовать себя людьми.
Мы зарегистрировали почти всё имущество Черноголовки, а это чрезвычайно важно для любого направления её будущего развития.
Мы подготовили и постепенно выходим на прозрачные и ответственные отношения с жителями. Выходим болезненно, не с чистого листа, потому что отвечать приходится за все долгие годы размывания капремонтов и юридической безграмотности.
И главное, мы не понизили уровень коммунального сервиса в Черноголовке и не уменьшили, а даже увеличили на четверть объем текущих ремонтов в жилом секторе, несмотря на серьёзные организационные и финансовые проблемы в Управлении эксплуатации.
Какие наиболее острые проблемы города в целом Вы видите?
Главная проблема одна – отсутствие понятного и прозрачного для граждан механизма принятия решений. Все остальные проблемы – просто острые:
- половина трудоспособного населения работает вне Черноголовки.
- бизнесмены, не имея земли и собственности, отсутствуют как класс.
- научное сообщество, не производя конкретного продукта на продажу, вынужденно смотрит на самый верх, а там установка ясна: пусть отмирают, причем все вместе: и прикладники, и теоретики, чтобы долго не разбираться.
- школы неплохо справились с охранными функциями. Проблемы собственно образования: профессиональных кадров, мизерных зарплат педагогов и неуважения к ним со стороны учеников и их родителей – углубились и умножились.
- лечебные учреждения вынуждают чувствовать себя всегда здоровым.
- молодёжь в городе – лишняя: негде работать, не организован досуг.
- наркотики – почти в открытую, иногда кажется, что они уже легализованы.
- тема экологии забыта полностью.
- деревнями не занимаемся, неуклонного уменьшения территорий городского округа не замечаем.
Исторически сложившееся двоевластие в Черноголовке привело к отсутствию общей стратегии городского развития, несистемным и очень рискованным действиям на важнейших направлениях этого развития.
Отказ от институтской земли лишил город как самой земли, так и налогов на нее, необходимых при формировании местного бюджета.
Масштабное строительство, развернутое в Черноголовке, и подготовленный перспективный генплан не ответили ни на один вопрос сбережения и дальнейшего существования ранее построенных зданий, в которых живет и работает практически все население города.
Аренда федерального имущества по московским ценам заблокировала развитие малого бизнеса и продолжает угнетать любую социальную инициативу (напр., ценовая политика магазина «Ветеран», молочная кухня магазина «Русское поле», организация занятий по интересам с молодежью и т.д.).
На тех же участках, где действия как-то оправданы, они все равно далеко не безупречны. Например, 200%-ная дотация общежитий осуществляется за счет хоздеятельности УЭ, критическая недоплата со стороны РАН по статье «благоустройство города» происходит за счет хозяйственной деятельности УЭ, раздутость штата предприятия по ряду направлений и полное содержание некоторых амбициозных сотрудников, оставшихся «не у дел», – за счет всё той же хоздеятельности и многое другое.
А что такое «хозяйственная деятельность УЭ»? Это съеденная амортизация основных фондов ресурсных подразделений, это невозможность сдерживать тарифы на содержание жилья даже в кризисное время, это постоянные долги перед всеми, включая сам коллектив УЭ, это жилые дома и другие здания города в печальном, а то и аварийном техническом состоянии и, в конце концов, это общее настроение – нерабочее и бесплодное.
Какова Ваша предвыборная программа действий?
1. Воссоздать законный и прозрачный для наших жителей механизм принятия общегородских решений. Для этого:
- сформировать принципиально новую команду в самой Администрации;
- активно содействовать избранию такого состава Совета депутатов, который будет способен системно проанализировать любой вопрос городской жизни и вынести решение;
- организовать при Главе постоянную работу двух городских советов с широкими полномочиями: молодёжного и совета директоров ведущих предприятий (бюджетных совместно с коммерческими);
- выйти на новые, профессиональные отношения с городскими средствами массовой информации, предоставив им помощь и твердые гарантии независимости, с тем чтобы с их стороны получить в полной мере ответственное освещение работы городского административного механизма и постоянную обратную связь с населением.
2. За это же время нужно всесторонне подготовиться и приступить к передаче земельных, коммунальных, жилищных ресурсов и социально-культурных объектов с федерального на муниципальный уровень. Эту совершенно обязательную работу необходимо выполнить в тесном партнёрстве с Академией наук, чётко законодательно закрепив права города на всё передаваемое имущество.
3. Совместно с Академией следует приложить максимум усилий с целью сохранения за Черноголовкой статуса наукограда и разработать возможные перспективные пути по превращению нашего города в современный исследовательско-университетский центр.
4. Параллельно с «административным строительством» необходимо заняться нормализацией общественной жизни, начав с создания широкой муниципальной программы социально-экономического развития округа. В ее основе должна лежать идея полной мобилизации гражданской активности и предпринимательства живущих в Черноголовке людей. Данная программа определит объем и направление инвестиций и сформулирует как требования к потенциальным инвесторам, так и гарантии для них.
Вопросы расстановки приоритетов, материального обеспечения действий и использования при этом ресурсов города (земельных, коммунальных, имущественных, финансовых) будут находиться исключительно в компетенции законодательной власти, т.е депутатского корпуса.
Что я, как глава и гражданин, буду отстаивать в первую очередь?
а) Сбережение и улучшение главного нашего достояния – образования и хорошей экологической обстановки. Они должны стать вопросами всего черноголовского общества, а не только профильных подмосковных министерств.
По первому направлению необходимо поддержать работающих школьных и дошкольных педагогов, не допустить оттока лучших специалистов и простимулировать приход молодых, а может, и возврат старых кадров. Следует взять курс на демократизацию образовательных учреждений. Согласен утверждать руководителей по представлению педагогических советов. Нужно создать не «почетные», а реально работающие попечительские советы. Готов лично участвовать в их деятельности и уверен, что найду весомые аргументы для спонсоров и партнеров. Общая стратегия должна заключаться в создании единой образовательной городской среды: детсад-школа-структуры дополнительного образования и спорта-институты-производство.
По второму направлению следует воссоздать экологический фонд Черноголовки: трудовые экологические лагеря, экологические конкурсы и рекламу. Следует всерьез заняться наведением порядка в окружающем нас лесу, на водоёмах и последующим поддержанием этого порядка. Средства на данные цели должны предусматриваться как в бюджете, так и в обременениях на любое новое строительство.
б) Поддержку пенсионеров, ветеранов, многодетных семей и семей с низким достатком. Здесь же – проблема общежитий: первоочередное расселение семей с детьми и последовательный отказ от практики «вечного проживания» по договорам найма. Намерен привести в движение муниципальную очередь на готовое жилье и земельные участки под застройку и сделать это движение «прозрачным». Так как вопрос сильно «перегрет», считаю возможным использование всех ресурсов города для его разрешения.
в) Проведение любого нового жилищного строительства необходимо связывать разными приемами с капитальным ремонтом существующих жилых домов, городских социально-культурных объектов и материальной базы коммунального хозяйства. Здесь муниципалитет обязан использовать все законные возможности федерального и областного уровня, как бюджетные, так и внебюджетные. Также нужно решительно ввести собственную направленную инвестиционную политику, эффективно использовать землю и коммунальные ресурсы, вернуться к партнерствам на уровне городов и международном уровне, выйти на долговременные энергосервисные, кредитные и лизинговые схемы сотрудничества с главными государственными монополистами, а также долевое взаимовыгодное сотрудничество со средним и крупным бизнесом.
г) Управление жилым фондом – на конкурсной основе. Как специалист, принимаю на себя лично ответственность за организацию в Черноголовке рынка услуг по содержанию жилья и за работу на этом участке как существующих управляющих компаний и ТСЖ, так и будущих.
Сдерживание либо уменьшение действующих сегодня тарифов на содержание жилья могут стать возможными только в конкурентной среде, только при реализации конкретных программ экономии энергоресурсов и только при государственной помощи в вопросах капитального ремонта. Гарантом всего этого обязан стать муниципалитет. Другого пути нет. Причем работа эта большая и системная. Рациональное управление жилым фондом несовместимо с бесхозяйственным, нерациональным предоставлением коммунальных ресурсов. Нужно это понимать. И действия должны быть комплексными, детально продуманными и постепенными.
д) Решение транспортной поблемы как важную часть общей концепции удобного и комфортного для жизни и отдыха города. Это «перехватывающие» стоянки (напр., у спорткомплекса, «армянского» общежития, где-то на подъезде к Северному озеру), это совместное с собственниками обустройство придомовых автостоянок, это установка видеокамер в наиболее опасных для пешеходов местах, организация транспортного регулирования на «Крестах» и т.д. Рассчитываю заметно «сдвинуть» эту тему уже в текущем году. Имею, как и в предыдущем вопросе, серьезных партнеров для этого.
е) Мне стыдно за черноголовские рынки – и за форму, и за содержание. Буду отстаивать наведение порядка на рынках всеми возможными инструментами, вплоть до их выкупа и превращения в муниципальные при необходимости.
ж) Сохранение деревень – людей и культуры. Надо всячески поддержать их местные управляющие органы – там, где они есть. Наделить землей всех, кто готов на ней работать или строить. Любое муниципальное решение должно быть обязательно согласовано с местным сообществом.
з) И в конце – главное. Жизненно необходимо «привязать» молодёжь к Черноголовке. Значит, предоставить жильё, достойную работу, возможность бесплатного спорта и активного отдыха, психологическую поддержку. Такая всесторонняя помощь должна оказываться любому, кто хочет вырасти и растёт. Не поставив эту задачу на одно из первых мест в шкале приоритетов, мы город потеряем.
Ответьте, пожалуйста, очень коротко, всем тем, у кого нет времени даже прочитать эту статью. Почему люди должны 4 марта за Вас проголосовать?
Потому что в этом случае им будет лучше, чем мне.
Публикации
Управление эксплуатации - новый век (PDF, 200 kb)
30 лет позади. Что впереди? (PDF, 330 kb)
Лето стоит жаркое - какой будет зима? (PDF, 250 kb)
О будущем - с надеждой (PDF, 280 kb)
"Слон - животное полезное" и "... в нем большое сердце" (PDF, 150 kb) - ответ на статью Александра Щуки Кошмарный сон в новогоднюю ночь или слон в посудной лавке (PDF, 270 kb)
О ЖКХ и системном подходе. Грустные мысли на серьезную тему (PDF, 200 kb)